icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Баксанское время
10:09
Вторник, 18 Мая
Рекламный баннер 990x90px top

Северный Кавказ: страх утратить национальную культуру (Видовдан, Сербия) 

2018-10-15


Вряд ли найдется тот, кто не слышал о двуглавом снежном Эльбрусе, но мало кто знает первого человека в истории, который в 1829 году поднялся на восточную вершину Эльбруса. Им был черкес Килар Хаширов, который считается одним из основателей российского альпинизма.


Сегодня черкесы проживают в республиках Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Адыгея, а также в Краснодарском и Ставропольском краях и Северной Осетии. Все местные горцы называют себя адыгами, но в документах называют себя и адыгами, и кабардинцами и черкесами. В России, согласно переписи населения, почти для 516 тысяч человек кабардино-черкесский язык является родным. Это официальный язык Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии. Из 516 тысяч около 460 тысяч владеют также русским языком.


В 1995 году кабардино-черкесский язык был признан официальным языком Кабардино-Балкарской Республики (вместе с балкарским и русским языком), а в 1996 году он получил этот статус в Карачаево-Черкессии.


В странах за пределами России проживает три миллиона черкесов. Больше всего — в Турции, Сирии, Египте, Иордании и других странах Ближнего Востока. Немало их и в Восточной Европе и Америке.


Заметный след в черкесской истории оставил Султан Хан-Гирей, которому удалось связать военное искусство с литературой. Он был убежден, что в составе России адыги смогут жить «новой, лучшей жизнью благодаря образованию». К сожалению, в последнее время его завет забывается, и «черкесскую карту» используют в антироссийских целях.


В августе текущего года в Анкаре под патронажем Федерации кавказских обществ Турции (Каффед) прошел международный форум, посвященный влиянию российского закона об образовании на северокавказские народы Российской Федерации. Помимо организаторов-черкесов, в работе форума приняли участие представители крымских татар, ногайских турок, абхазов и нескольких малых поволжских народов. В завершение форума была принята декларация, в которой означенный российских закон осуждается, а также содержится обращение к ООН, Совету Европы, ОБСЕ и другим международным организациям. Участники форума просят их оказать давление на Россию.


Радикальные представители черкесской диаспоры в Турции сочли недавние изменения в законе «Об образовании в Российской Федерации» попыткой ограничить возможности использования национальных языков народов России с целью их ассимилировать. Оправдана ли подобная оценка? Какие изменения на самом деле предусмотрены данным законом, и как будет устроена система обучения национальным языкам в России?


На эти вопросы отвечает эксперт по российской национальной политике Иван Пайович.
Видовдан: Кто и как будет решать, какой язык детям изучать в школе? Могут ли детей заставить учить тот или иной язык против воли их родителей?


Иван Пайович: Нет, заставлять детей изучать в школе тот или иной язык в качестве родного против воли их родителей невозможно. Закон «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает, что выбор языка обучения или языка как предмета будет прерогативой родителей и законных представителей ученика. Свой выбор они могут сделать, написав заявление, когда ребенок идет в первый или пятый класс. Отдельно оговаривается возможность изучения русского языка как родного.


— Некоторые представители черкесов и других народов критикуют закон, опасаясь, что официальные языки национальных республик перейдут в категорию факультативных предметов. Так ли это?


— Нет, это не так. Изучение родного языка было и остается обязательной частью государственных федеральных образовательных стандартов. Кроме того, дополнение закона «Об образовании в РФ» защитило русский язык в республиканских школах от замены национальными языками. Теперь изучать их в ущерб языку Пушкина и Толстого нельзя.
У молодых представителей черкесской диаспоры есть возможность получить высшее образование в российских университетах на бюджетной основе. Председатель Каффед Яшар Асланкая не раз заявлял о важности образования для черкесской молодежи из Турции в вузах Северного Кавказа, считая это залогом сохранения национальной идентичности, родного языка, тесных связей с Россией. Сегодня в государственном университете Кабардино-Балкарии обучается более 500 иностранных студентов, половина из которых — из черкесских семей, проживающих за рубежом.


В связи с этим можно задаться закономерным вопросом: как обстоят дела с изучением родного языка черкесской диаспоры в Западной Европе и США? Об этом никто из власть предержащих не думает. На Западе с трудом найдется общедоступная программа образования, включающая изучение языков северокавказских народов. Нигде в мире, кроме России, не существует национальных автономий для черкесов, и их представители не допускаются даже на уровень местного самоуправления. В России же черкесы возглавляют две северокавказские республики.
— Какие языки в России считаются национальными?


— Все языки народов России национальные. Однако под вопросом их точное количество. В системе образования РФ фигурируют 58 языков, а федеральные образовательные программы организованы на 13 национальных языках. Кроме того, стоит вопрос о том, что такое «официальный язык». Они установлены в 22 субъектах РФ, и статус официального есть у 36 языков (при этом во всех субъектах федерации официальным языком признан также русский). Если учитывать и наречия, то в России говорят более чем на 250 языках. Поэтому систему образования на национальных языках необходимо развивать.
— Если в каком-то субъекте федерации, помимо русского, есть и другой официальный язык, является ли его изучение обязательным для всех учащихся в данном регионе? Можно ли выбрать только русский язык?


— Согласно изменениям в законе «Об образовании в РФ» изучение официального языка субъекта федерации не будет обязательным для всех учащихся. Они смогут сами сделать выбор.
— Некоторые критики закона утверждают, что его изменения могут угрожать сохранению языков и культурной самобытности народов России. Какую поддержку окажет Россия национальным языкам?


— Цель закона — именно поддержать языковую и культурную самобытность народов России. Каждый язык представляет собой и национальное, и мировое наследие, которое нужно сохранить. К сожалению, в последние годы система поддержки образования на национальных языках в России перестала соответствовать актуальным потребностям. Поэтому руководство России поддержало инициативу создать на федеральном уровне специальный фонд поддержки национальных языков. Фонд призван помочь академическим и научным исследованиям в области языков народов России, созданию учебников на родных языках и изданию национальной литературы (сейчас на федеральном уровне существуют учебники только на пяти языках). Также фонд будет заниматься подготовкой и экспертизой образовательных программ для изучения родных языков. Наконец, фонд будет обязан обеспечить подготовку педагогических кадров. Лично я уверен, что все эти меры существенно расширят возможности изучения языков в этой многонациональной стране.


— А как быть, если ученик и его семья считают своим родным языком тот, который не используется в регионе их проживания? Можно ли такой язык выбрать в качестве родного?
— Да, если это позволяет система образования. По объективным причинам просто невозможно обеспечить преподавание на всех языках, но стремится к этому, конечно, нужно. Такова цель российской национальной политики на Северном Кавказе.


В качестве резюме. У адыгов уже есть три автономные области на территории Российской Федерации. Это больше, чем где бы то ни было в мире. В современной России им предоставлены широкие возможности для развития национальной культуры, языка, предпринимательства, построения государственной карьеры. Никто на Северном Кавказе не запрещает историческую память и использование национальных языков.


И тем не менее это не означает, что в России нет нерешенных национальных проблем. Кстати, никто не пытается их скрывать. По словам председателя Комитета по образованию и науке Государственной думы РФ Вячеслава Никонова, в последние годы система поддержки изучения и образования на национальных языках в России хромает. Закрыт целый ряд институтов, занимавшихся исследованиями в этой области. Упразднена система подготовки преподавателей языков малочисленных народов, которая существовала в рамках Российского государственного педагогического университета в Санкт-Петербурге. Существуют проблемы с учебниками и образовательными стандартами.


Все это проблемы, которые нуждаются в скорейшем решении, но без спекуляций и политиканства, которые в чести у черкесских радикалов.

Об этом сообщает Рамблер. Далее: https://news.rambler.ru/other/41042163/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

1577

Оставить сообщение:

НАШИ ПАРТНЕРЫ